Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Clemente. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

Монс. Фернандо РифанЕпископ Фернандо Рифан, возглавляющий Персональную апостольскую администратуру св. Иоанна Марии Вианнея (Бразилия), где традиционная Римская литургия является единственным нормативным обрядом, дал интервью агентству Zenit. Отвечая на вопрос о характерных чертах традиционного чина мессы, он сказал:

- Любовь к эстраординарной форме Римской литургии, предпочтение ее и сохранение могут иметь разные мотивации. Наш нынешний Папа, а в то время - кардинал Йозеф Ратцингер в беседе с чилийскими епископами в Сантьяго 13 июля 1988 года обобщил их так: "Хотя существует большое количество причин, которые могли привести множество верных к обретению прибежища в традиционной литургии, самая важная из них - та, что в ней они находят сохраненным достоинство священного".

Благодаря своему богатству, красоте, возвышенности, благородству и торжественности, благодаря чувству священного и почтению к нему, благодаря ощущению тайны, благодаря большей четкости и строгости - а они обеспечивают бóльшую безопасность и защиту от нарушений, не оставляя места для двусмысленностей, вольностей, самостоятельного творчества, адаптаций, сокращений и манипуляций, о которых сокрушался Папа Иоанн Павел II в своей энциклике "Ecclesia de Eucharistia", - и благодаря тому, что для нас это наилучшее литургическое выражение евхаристических догматов и здравая духовная пища, она одно из сокровищ католической литургии, при помощи которого мы выражаем свою любовь и общность со Святой Церковью. И Святой Престол признает эту нашу приверженность всецело законной.

Может ли древнее чинопоследование мессы занять более важное место в жизни Церкви, хотя и будучи экстраординарной формой, как указано в "Summorum Pontificum"? - спросил корреспондент. - Какие блага это принесет?

- Таково было уже желание Святого Отца Иоанна Павла II, когда он в своем послании motu proprio "Ecclesia Dei adflicta" от 2 июля 1988 г. "Всем тем католикам, которые живо привязаны к некоторым старым литургическим и дисциплинарным формам латинской традиции, желаю выразить мою волю, заключающуюся в облегчении им церковного общения путем принятия решений, имеющих целью гарантировать уважение к их справедливым пожеланиям. […] Кроме того, повсюду надлежит относиться с уважением к чувствам тех, кто чувствует себя связанным с латинской литургической традицией, выражая это через широкое и великодушное применение изданных уже ранее Апостольским Престолом предписаний о пользовании Римским Миссалом согласно типического издания 1962 г."

Это желание усилил и распространил на весь мир Бенедикт XVI своим посланием motu proprio "Summorum Pontificum".

О преимуществах восстановления и распространения в Церкви этой экстраординарной формы Римского обряда нынешний Папа упоминает в своем motu proprio, где пишет, что и при служении мессы согласно миссалу Павла VI это чувство святости, многих привлекающее к древней традиции, могло бы проявляться более ярко. Именно это подчеркнул кардинал Френсис Джордж, архиепископ Чикаго: "Сам Святой Отец некоторое время назад привлек наше внимание к красоте и глубине миссала св. Пия V. […] Литургия 1962 года - утвержденный обряд Католической Церкви и ценный источник литургического понимания для всех других обрядов. Эта литургия принадлежит всей Церкви как проводник Духа, Которому надлежит так же сиять и при служении по 3-му типическому изданию нынешнего Римского миссала" (предисловие к Запискам Международного центра литургических исследований за 2002 год, озаглавленным "Литургия и священное").

Когда в августе 2007 года я участвовал в Оксфордском конгрессе - мероприятии по обучению тому, как служить мессу по экстраординарной форме, где присутствовало больше 60 диоцезальных священников Великобритании, - архиепископ Бирмингема, Винсент Николс, сказал им на торжественной мессе открытия: изучив мессу в древней форме, даже если у себя в приходах вы будет служить по нынешнему обряду Павла VI, вы станете делать это лучше. Думаю, это - одно из благ, к которым Папа стремился в своем motu proprio "Summorum Pontificum".

Какое средство вы бы посоветовали, чтобы избегать рассеянности внимания и почтения к литургии?

- Говоря о нарушениях, последовавших за литургической реформой, во введении к книге монс. Клауса Гамбера "La Réforme Liturgique" (стр. 6 и 8), тогдашний кардинал Йозеф Ратцингер с прискорбием замечал, что литургия выродилась в шоу, устроители которого пытаются с помощью модных элементов сделать религию интересной, и в результате тут же возникает группа литургических "предпринимателей".

Того же мнения придерживался кардинал Эдуард Ганьон [Edouard Gagnon]. "Нельзя проигнорировать тот факт, что [литургическая] реформа дала начало множеству нарушений и привела в определенной степени к исчезновению почтения в отношении священного. Увы, но это обстоятельство приходится признать, и оно извиняет многих их тех, кто отдалился от нашей Церкви и от своих бывших приходских общин, уйдя в направлении "фундаментализма и консерватизма" (интервью с кардиналом Ганьоном, "Zitung - Römisches", ноябрь-декабрь 1993 г., стр. 35).

Думаю, центральный аспект нарушений выделил сам кардинал Ратцингер: была открыта дверь для ложного творчества со стороны целебрантов (интервью в "L'homme Nouveau", октябрь 2001 года).

За этим стоит недостаток серьезной духовности, идея о том, будто, чтобы привлекать людей, необходимо изобретать какие-то новшества. Святая месса привлекательна сама по себе, благодаря своей святости и тайне. В глубине вопроса мы имеем дело с измельчанием веры в евхаристические тайны и попыткой заменить ее нововведениями и творчеством. Когда священник хочет стать главным действующим лицом литургического служения - тогда и начинаются нарушения. Он забывает, что в центре мессы стоит Иисус Христос.

Нынешний секретарь Конгрегации богослужений архиепископ Альберт Малкольм Ранджит говорит: "Святая месса это жертва, дар, тайна, не зависящая от служащего ее священника. Большое, я сказал бы - фундаментальное значение имеет то, что священник отходит на второй план: главное действующее лицо мессы это Христос. Поэтому я не понимаю евхаристических служений, превращающихся в шоу с танцами, песнями и аплодисментами, как, увы, нередко случается в Novus Ordo".

Решение проблемы нарушений имеется в нормах, данных Магистерием, прежде всего - в документе "Redemptionis Sacramentum" от 25 марта 2004 года, который требует, чтобы "каждый делал все, что в его власти, ради того, чтобы Пресвятое Таинство Евхаристии было защищено от любого непочтения или искажения, и чтобы все нарушения тщательным образом исправлялись. Это - серьезнейшая обязанность, лежащая на всех и каждом, и все должны исполнять ее без какого-либо лицеприятия" (п. 183).

Но, как говорит архиепископ Ранджит, "есть множество документов, [направленных против нарушений], которые, к сожалению, остаются мертвыми буквами, забытыми в пыльных библиотеках или даже брошенными в мусорную корзину".

- UVR, 10. 04. 2008

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.